Если автомобильный сабвуфер в вашем понимании – это исключительно "негры", флекс и оторванные от вибрации зеркала, то листайте дальше, эти динамики будут вам неинтересны. Если же сабвуфер для вас – это часть нормальной аудиосистемы, и от него требуется не дудеть на одной ноте, а играть музыку, то эти Challenger могут оказаться очень даже кстати. Тем более, что стоят они ну очень недорого.
Кто следит за тестами CARMUS, наверняка заметил, что буквально этим летом в лаборатории уже побывали аналогичные сабвуферы. Только те имели модельные индексы SD-250FA и SD-300FA, что намекало на возможность их установки в оформлении free-air. На поверку же они и в корпусах чувствовали себя хорошо.
Сегодняшние SD-250BX и SD-300BX изначально ориентированы на установку в корпуса, и буквы BX означают не что иное, как box. Попробуем выяснить, что они собой представляют и что умеют. Сегодня купить Challenger OPUS SD-250BX, а старшую модель купить Challenger OPUS SD-350BX, можно в интернет-магазине cyp.ru
КОНСТРУКЦИЯ
Внешне 10- и 12-дюймовая модели выполнены в едином ключе и почти неотличимы от своих братьев с индексом FA.
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)
Диффузор и центральный колпачок точно так же выполнены из прессованного целлюлозного композита и покрыты с лицевой части полимерным защитным составом. Верхний подвес дополнительно прошит нитками двойной строчкой. Оно так и надёжней, и внешний вид освежает.
С тыльной стороны – более привычная фактура, характерная для диффузоров из прессованной целлюлозы.
Корзины стальные, штампованные, с порошковым антирезонансным покрытием. Магнитные системы у 10-дюймового и 12-дюймового динамиков, как и полагается, различаются. Некоторые производители частенько используют один "мотор" на разные калибры, но это обычно приводит к тому, что сабвуферы в одной серии получаются с совершенно разным характером. Здесь в этом смысле всё как надо, на измерениях и расчётах сами увидите.
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)
К слову, в отличие от тех же SD-250FA и SD-300FA, сегодняшние испытуемые не имеют резиновых кожухов на магнитах, а клеммные терминалы у них попроще. Как по мне, это логично – защита в виде кожуха в корпусе не особо и нужна. Да и обычные "лопаточки" в таком применении выглядят вполне уместно, хотя, признаюсь, я и не особо люблю такое соединение.
Центрирующие шайбы относительно крупные, но здесь это нужно не столько для большого хода, сколько для лучшей линейности. Подводящие проводники выполнены в виде традиционных круглых косичек, только для надёжности они здесь частично прошиты через центрирующие шайбы.
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)
Звуковые катушки у SD-250BX и SD-300BX имеют диаметр 2,5 дюйма. Кстати, тоже можно записать в плюсы, обычно у бюджетных сабвуферов делают в лучшем случае 2-дюймовые катушки, чтобы можно было обойтись магнитом подешевле.
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)
И обратите внимание, соотношения высот намотки катушек к толщы Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов):
- Fs (собственная резонансная частота) – 33 Гц / 33 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 25 л / 27 л
- Qms (механическая добротность) – 5,12 / 4,45
- Qes (электрическая добротность) – 0,56 / 0,52
- Qts (полная добротность) – 0,50 / 0,47
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 130 г / 120 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 12,1 Тл м / 12,4 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 / 3,3 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 84,1 / 84,6 дБ
Зависимость импеданса от частоты Challenger Opus SD-300BX
Фактические / заявленные параметры Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов):
- Fs (собственная резонансная частота) – 32 Гц / 31 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 44 л / 52 л
- Qms (механическая добротность) – 5,74 / 4,95
- Qes (электрическая добротность) – 0,54 / 0,51
- Qts (полная добротность) – 0,49 / 0,47
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 174 г / 164 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 14,7 Тл м / 14,2 Тл м
- Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,3 / 3,2 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 86,9 / 87,1 дБ
Тут отмечу два важных момента. Во-первых, разница между фактическими и заявленными параметрами оказалась совсем небольшой. Всё в пределах естественного разброса и метрологических допусков. Ну и лёгкой "недоразмятости" подопытных образцов. Значит, можно смело рассчитывать оформление по параметрам в описании.
Во-вторых, различия с протестированными ранее версиями SD-250FA и SD-300FA тоже оказались небольшими. Этому я совсем не удивился, а даже в какой-то мере был рад – есть все шансы получить отличный вкусный бас.
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Поскольку параметры SD-250BX и SD-300BX близки к параметрам своих "близнецов" с индексами FA, оптимальные корпуса для них тоже оказались почти такими же, какие были рассчитаны в прошлый раз.
Challenger Opus SD-250BX (10 дюймов)
"Десяточка" прекрасно работает в очень компактном ЗЯ. Поэтому когда поджимает место, можно спокойно делать корпус объёмом от 15 литров, бас при этом получится достаточно точным и плотным.
Когда нужно получить максимум отдачи, не потеряв при этом "музыкальных" способностей сабвуфера, делайте фазоинверторный корпус объёмом 25 литров с портом на 40 Гц – это труба диаметром 8 cм и длиной примерно 32 cм.
Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Challenger Opus SD-250BX
- Синяя – ЗЯ 17 литров, частичное наполнение, Qtc=0,70
- Красная – ФИ 25 литров, порт 40 Гц (труба 8 см, длина 32 см)
Challenger Opus SD-300BX (12 дюймов)
Для этого динамика подойдёт практически любой готовый универсальный корпус, такие чаще всего имеют объём 30-35 литров, а это оптимальные объёмы ЗЯ для SD-300BX.
Фазоинверторное оформление тоже получается невелиих размеров, но при этом позволяет серьёзно повысить отдачу. И тут всё будет зависеть от ваших намерений. Вариант 45-литрового корпуса с портом на 37 Гц – самый универсальный.
Если же универсальность не нужна, зато нужно спустить весь пар на "рэпчик", делайте корпус покрупнее, а порт настраивайте пониже. Получится вариант как раз для любителей "негров" и "массажа простаты" с пиком отдачи в области 30-40 Гц.
Расчётные АЧХ в салоне автомобиля для Challenger Opus SD-300BX
- Синяя – ЗЯ 30 литров, Qtc=0,77
- Красная – ФИ 45 литров, порт 37 Гц (труба 10 см, длина 27 см)
- Фиолетовая – ФИ 50 литров, порт 33 Гц (труба 10 см, длина 32 см)
ВЫВОДЫ
Если коротко, то при всей внешней простоте и незатейливости, эти сабвуферные динамики оказались очень хороши по своей сути. Настолько, что их не стыдно ставить не только в бюджетные системы, но и в более серьёзные инсталляции.
При этом ценителям SQ я бы советовал особо обратить внимание на 10-дюймовую модель Challenger Opus SD-250BX. Сабвуфер на парочке таких динамиков в ЗЯ будет компактным, но при этом с отличной отдачей, хорошим запасом неискажённой громкости и одновременно плотным и разборчивым басом.
12-дюймовый Challenger Opus SD-300BX в этом смысле немного попроще, но это хороший вариант, когда нужно получить жанрово-универсальную систему с минимальными усилиями и материальными затратами.
И оба динамика, на удивление, очень неплохо показывают себя в фазоинверторных корпусах. Обладая гораздо более высокой отдачей, они остаются "музыкальными" и при правильной настройке позволяют получить звучание без "отслоения" от музыки отдельных басовых нот.
- Комментарии