Тест компонентных акустических систем E.O.S. TAS-6 II
Таких сегодня уже не делают. Или делают?
Предсерийные образцы второго поколения недвусмысленно намекнули, что акустика сохранила основные преимущества первых TAS-6. Кое-что, правда, потребовало коррекции, но это так, лёгкие штрихи. Сейчас акустика уже начинает поступать в продажу, и в лабораторию попал уже серийный комплект.
Ну и, к слову, из бренда «начинающего аудиофила» Challenger эта модель переведена в более «взрослый» бренд E.O.S. Как всегда, постараюсь разобрать всё детально.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Не стану изменять традициям, разбор начну с НЧ/СЧ динамиков.
Собраны на внушительных литых корзинах с порошковым покрытием. Массивные кожухи на моторах придают динамикам брутальность, хотя магниты и без того немаленькие.
Терминалы – с нажимными пружинными клеммами. Подводящие «по-сабвуферному» прошиты через центрирующую шайбу.
Диффузоры – прессованная целлюлоза с защитной полимерной пропиткой. Не с покрытием, а именно с пропиткой, поскольку волокнистая фактура пульпы хорошо прослеживается. В целом материал конусов не слишком толстый, но неожиданно жёсткий.
С тыльной стороны – более привычная «целлюлозная» фактура.
Верхние подвесы довольно мягкие, имеют «двухволновый» профиль, переход к конусной части плавный, без острых рёбер. По задумке такая геометрия имеет лучшую механическую линейность при осевых смещениях диффузора. Плюс снижается воздействие подвеса на края диффузора, чтобы в конусе не образовывалось «блуждающих» механических напряжений. Насколько это работает – наглядно покажут измерения.
Вместо колпачка на диффузоре – фазовыравнивающая «пуля», жёстко закрепленная на керне. Форма «пули» немного непривычна: низкий усечённый конус. Катушка немаленькая – 38 мм или 1,5 дюйма. Точных данных по намотке нет, но визуально она выходит из зазора примерно на 5 мм, так что с величиной линейного хода всё в порядке – целый сантиметр от края до края без выхода из зазора.
Стянул с магнита кожух. Толщина верхней шайбы магнитопровода – 6 мм. Получается, что в зазоре находится больше трети намотки катушки – это очень хорошо для контролируемости динамиков усилителем (позже это подтвердилось измерениями и при прослушивании).
Ну и пока далеко не отошли от НЧ/СЧ динамиков, отмечу грили в комплекте. Удачные, с крупными сетками – то что нужно.
Твитеры крупные, с тканевыми куполами диаметром 28 мм.
Сетки вообще-то несъёмные, но при желании... Обратите внимание, купола относительно высокие и как бы утоплены в «колодцы». Сделано это неспроста – потом посмотрите, как это отразилось на диаграмме направленности.
По умолчанию твитеры идут в чашках для врезного монтажа, но в комплекте, как обычно, есть чашки и для наружной установки.
Кроссоверы TAS-6 II выполнены в более компактных корпусах, чем у первых Tasios, в чём-то они даже практичнее. Уровень твитеров переключается кнопкой на верхней крышке.
Схема кроссовера интересная: в НЧ/СЧ звене – ФНЧ первого порядка с RC-цепочкой (компенсатор Цобеля-Буше), в звене твитеров – ФВЧ тоже первого порядка с аттенюацией. Катушка – без ферритового сердечника (и не надо – не будет повода вспоминать про насыщение), конденсатор в ВЧ звене – весьма приличный полипропиленовый Bennic FPP.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ
Все базовые параметры приведены в описании, так что сравнить есть с чем. Попадание очень точное, разве что резонанс чуть повыше. По этой части – однозначно зачёт.
Заявленные/фактические параметры E.O.S. TAS-6 II:
- Fs (собственная резонансная частота) – 58 Гц / 64 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 7 л / 7 л
- Qms (механическая добротность) – 9,94 / 8,52
- Qes (электрическая добротность) – 0,61 / 0,63
- Qts (полная добротность) – 0,57 / 0,58
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – н. д. / 18 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – н. д. / 6,8 Тл м
- Re (сопротивление постоянному току) – 3,8 Ом / 3,6 Ом
- dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 88,0 дБ / 87,8 дБ
Диффузор ведёт себя вполне прилично, переход из поршневого режима в модальный спокойный, без характерного «звона». Обратите внимание, как меняется АЧХ в районе 3 кГц с разворотом динамика – это не «ломка» конуса, так проявляет себя его геометрия.
В центрирующей шайбе можно проследить какие-то остатки резонанса в районе 400 Гц, но он настолько задемпфирован и размазан, что к значимым перепадам фазы это не приводит. Даже АЧХ в этом месте умещается в узкий коридор шириной всего 4 дБ.
А вот и наглядно о том, что упоминал при разборе геометрии мотора – когда в магнитном зазоре находится значительная часть катушки, это всегда положительно сказывается на контролируемости динамика усилителем. Обратите внимание, со снижением частоты искажения почти не растут, причём даже на резонансной частоте Fs, т. е. когда динамик изо всех сил пытается «оторваться» и уйти в разнос. Мотор позволяет усилителю крепко удерживать подвижку от таких своевольств.
Теперь высокочастотники. «Утопленное» положение куполов в данном случае сработало так – при развороте твитеров форма АЧХ почти не меняется, но меняется уровень верхних частот. В автомобильной инсталляции это можно использовать с толком – регулировать уровень ВЧ, просто выбирая нужный угол разворота твитеров. При прослушивании, кстати, потом появился повод вспомнить эту особенность.
При измерении акустической фазы есть лёгкая ступенька в районе 11-14 кГц, но её причина опять же не в «ломке» купола – это следствие его геометрии (если бы ломало купол, ямка на АЧХ сохранялась бы и при развороте твитера). Так что тут тоже зачёт.
При снижении частоты рост искажений плавный, некомфортный диапазон для твитера начинается ниже 3 кГц.
Ну и теперь о том, как всё это работает при включении через кроссовер. ФВЧ твитера (напомню, первый порядок) получается настроенным достаточно высоко, но это нивелирует плавный спад наверху, и в итоге горизонтальный участок АЧХ начинается уже от 4-5 кГц. А вообще, НЧ/СЧ динамик передаёт ему эстафету в районе 3 кГц, т. е. достаточно низко.
Усилителю с этой акустикой будет легко: если не брать в расчёт резонансный пик, то график импеданса получается чуть ли не «резистивным», без типичного второго горба в районе стыка полос.
И заметьте, акустически полосы стыкуются где-то в районе 3 кГц, а электрически – в районе 5-6 кГц. Это к вопросу о том, как настраивать фильтры в поканалке, если что.
А ЧТО ПО ЗВУКУ?
Первым делом, разминайте акустику и никогда не делайте выводов, только достав динамики из коробки. Признаюсь, когда я только закрепил их в тестовых боксах, то услышал совсем не то, что от образцов в прошлом году, и поначалу даже расстроился. Но уже через несколько часов звучание радикально поменялось, а с полной разминкой всё и вовсе заиграло как надо. Физику не обмануть – динамикам нужно немного времени, чтобы механические свойства подвесов стабилизировались.Басовый потенциал
Первое, что обратило внимание – неожиданно полновесный и глубокий для 6,5-дюймового калибра бас. В иных случаях, может, и сабвуфер не понадобится. При этом без «жирного» гудения, а, скорее, вибрирующий. По крайней мере, контрабас у Брайана Брумберга не превратился в тракторную шину. Да и Майк Портной в Adrenaline Mob карданом по бас-бочке орудует так, что аж в грудь дробью пробивает. Чётко, но без сухости.
Вообще, предположу, что многое определило сочетание чуть более тяжёлой, чем обычно, подвижки (хотя видали и тяжелее – у тех же Audison Thesis так вообще 24 грамма) и удачной конструкции моторов, не отпускающих их «в свободный полёт». Как следствие, как раз и получается такое сочное, но при этом артикулированное и без гулкости звучание.
СЧ и ВЧ. Разворот твитеров
Выше по частоте многое определяет взаимное расположение НЧ/СЧ динамиков и твитеров: первые передают эстафету вторым в довольно значимом диапазоне, да ещё и стыкуются полосы первыми порядками. Поэтому описывать звучание как оно есть было бы неправильно, но характерные зависимости постараюсь отметить.
По своей фактуре верха живые – вокал не присвистывает, медные тарелки ударной установки не превращаются в пластиковые стаканчики, всё воспринимается вполне натурально. Но если развернуть твитеры «в лоб», то ВЧ слегка акцентируются, причём даже при переключении кроссовера в «-3 дБ». С одной стороны, вроде бы интересно – звучание обогащается деталями и нюансами, всякие тарелочки-бубенчики прямо рассыпаются в воздухе (характерный пример – трек Arne Domnereus – High Life с диска Audiophile Reference II Popular Music). С другой стороны, начинаешь не слушать музыку, а отвлекаться на звуки, слух начинает уставать.
А вот при небольшом развороте твитров всё встаёт на свои места – в звуке по-прежнему много деталей, но воспринимается всё как-то естественней, цельней. Тональный баланс выравнивается, и даже в глубину сцена начинает прорисовываться уверенней. Так что этот вариант показался мне более правильным. Да и в машине он проще в реализации.
ПАРА СОВЕТОВ ПО УСТАНОВКЕ ДИНАМИКОВ
Во-первых, в отличие от многих «как бы басовитых» динамиков, TAS-6 II не имитируют бас гудением, а честно играют его. Так что помним прописную истину – чем жёстче и крепче будут посадочные места, тем точнее и красивее будут подаваться нижние частоты.Во-вторых, твитеры явно разрабатывалась с расчётом не на стендовую демонстрацию, а на работу в реальном авто. Установите их с небольшим разворотом, например, на середину противоположного бокового стекла или друг на друга, и звучание получится тонально более ровным и сбалансированным. Заодно так появляется шанс избавиться от «прилипания» звука к ближнему твитеру, что в беспроцессорных системах весьма актуально.
И да, ещё можно попробовать варианты с разной полярностью подключения твитеров к кроссоверам. В зависимости от относительного расположения твитеров и мидбасовых динамиков (а в каждом автомобиле оно будет своим) запросто может оказаться, что акустически они состыкуются, будучи в электрической противофазе. Это нормально, это просто физика.
КОРОТКО ПО ДЕЛУ
Акустика для тех, кто любит начинать разговор со слов «а вот раньше было…». Хотя, не только для них. Басовитая, с красивым звучанием на СЧ и лёгким – на ВЧ. Хорошо учитывает особенности автомобильной (а не стендовой) инсталляции. Жанрово универсальна, и в свой ценовой диапазон вписывается вполне уверенно.